Воскресенье, 24.11.2024, 20:41
Приветствую Вас, Гость

Методические рекомендации библиотекарям

        

1. Лиховченко, Н. А. Утюг выключай, незнакомцу не открывай / Н. А. Лиховченко. - Библиополе. - 2022. - №11. - С. 45-47.

2. Вандышева Е. Е. Приглашаем в библиотурне / Е. Е. Вандышева // Библиополе. – 2019. – №2. – С.19-21.

3. Вандышева, Е. Е. Особенности Инновационной деятельности в социокультурной сфере / Е. Е. Вандышева // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям.: сборник докладов II Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной Году Культуры в России (Белгород, 17 – 18 апреля 2014 г.): в 2 т. / отв. ред. И.А. Грачникова, И. Е. Белогородцева, Е. А. Середина. – Белгород: Издательство БГИИК, 2014.Т.1 – С. 145 - 149

4. Вандышева Е. Е. С чего начать внедрение инноваций в библиотеке: практика, примеры, выводы / Е. Е. Вандышева, О. Ю. Мурашко // Справочник руководителя Учреждения Культуры. - 2014. - №2. - С.23-31.

5. Клименова, Л. В спортивном теле дух книголюба / Л. Клименова, Е. Вандышева // Библиополе. – 2019. - №3. – С. 57-63.

6. Клименова, Л. Пусть речь струится подобно ручью / Л. Клименова, Г. Моляренко // Библиополе. – 2019. – №10. – С.62-64.


Моляренко, Г. П., Плехова А. И. Как организовать релаксационную зону / Г. П. Моляренко, А. И. Плехова // Библиополе. - 2018. - №2. - С.48-54. 

              

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ РЕЛАКСАЦИОННУЮ ЗОНУ

А вы знаете, что библиотека может не только учить, но и лечить юных читателей?

В нашей Детской библиотеке ребятишек ждут доброжелательная атмосфера, творческие занятия, комфортная обстановка и увлекательные книжки. А если ко всему этому добавить специальное оборудование, которое помогает детям развиваться и поправлять здоровье, то результат ваших усилий превзойдёт все ожидания. Именно поэтому проект коллектива Детской библиотеки по созданию релаксационной зоны получил грант губернатора Белгородской области.

ДЛЯ КОГО ПРИДУМАН ПРОЕКТ

Разрабатывая программу «Территория развития, творчества и дружбы», библиотекари хотели создать особые условия для детей — такие, которые позволили ли бы проводить терапию, направленную на развитие, адаптацию и интеграцию в среду сверстников ребятишек с ослабленным - здоровьем. Для этого мы поставили себе сразу несколько задач. Во-первых, оборудовать сорно-интерактивную зону. Во-вторых, обеспечить библиотерапевтический досуг через чтение специальное оборудование.

Предполагалось, что в результате должны улучшиться социальное благополучие и психологический климат в особых семьях (малообеспеченные, многодетные, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья), а также развиваться творческие способно юных читателей.

Участниками проекта стали учащу школ № 1 и 2 пос. Ивня в возрасте до 14 воспитанники детсада; малыши, проходящие лечение в областном оздоровительном сана­тории и реабилитационном центре; семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию, ма­лообеспеченные, имеющие детей-инвалидов и нуждающиеся в поддержке; ребята с ограни­ченными возможностями здоровья, не посеща­ющие школу; одинокие матери. Эта программа дала возможность охватить библиотечным об­служиванием до 96 процентов детского населе­ния Ивни.

На стадии подготовки проекта мы заключили договоры о сотрудничестве с заинтересованными организациями, в число которых вошли: администрация района, управление социальной защиты населения, управление образования, управление культуры, Свято-Никольский храм, оздоровительный противотуберкулёзный санаторий, реабилитационный центр, школы посёлка, детский сад «Сказка».

ИГРАЙ, УЧИСЬ И ВЫЗДОРАВЛИВАЙ

На средства областного бюджета было приоб­ретено сенсорно-тактильное оборудование для релаксации, развития и оздоровления. А на фи­нансирование из местного бюджета (в размере 50 тыс. рублей) дополнили подписку на детские развивающие журналы «Большая переменка», «Весёлый колобок», «Глобус», «Детская энцикло­педия», «Детская газета», «Здоровым быть», «Пу­тешествие в сказку», «Девчонки и мальчишки», «Школа ремёсел», а также приобрели литерату­ру развивающего характера.

Стоит рассказать подробнее о современном оборудовании, которое оказалось в нашем распо­ряжении.

Игровое тактильное панно «Ёжик» помогает ребёнку научится различать свойства предмета (цвет и форму), способствует развитию зрительно-моторной координации, тактильной чувствительности пальцев, развивает фантазию. А в сочетании с соответствующей литературой оно даёт представление о природе и её обитателях.

Набор «Звёздное небо» при включении создаёт удивительный эффект: возникает ощущение, будто дотрагиваешься руками до мерцающих светил. Это оборудование создано на основе фиброволокна, и светящаяся панель рас­положена на уровне роста ребёнка. Набор ис­пользуется для проведения общеразвивающих занятий на тему космоса, уроков по сказочным сюжетам и для релаксационных сеансов.

Цветодинамический проектор «Солнечный» используется для знакомства с окружающим ми­ром и расслабления. Его работа сопровождается музыкой, а также дополнительными спецэффекта­ми «Птицы» и «Рыбы».

Светильник «Вулкан» испускает бесконеч­ное множество бликов, напоминающих сне­гопад или мелькание солнечных зайчиков. В сочетании со спокойной мелодией они соз­дают ощущение сказки, героями которой ста­новятся те, кто находится в комнате. Прибор активно используется для релаксационных за­нятий. Во время уроков с фантазийным и ска­зочным сюжетом он стимулирует зрительное восприятие, развивая воображение и концен­трируя внимание детей.

Тактильная панель с декоративными эле­ментами используется для развития мелкой моторики, зрительной памяти, способности ори­ентироваться в пространстве.

Сенсорная тропа усиливает тактиль­ную чувствительность ступней и служит для профилактики плоскостопия. А кроме того, она положительно воздействует на воображение ребёнка.

Шар «Молния» эффективно расслабляет зрение, снимает напряжение, стресс и одновременно вызывает у детей интерес к наукам.

Мягкий комплекс «Фабрика» будит фантазию и помогает расслабить мышцы. А ещё эта активная игра объединяет детей.

Пуфик-кресло, наполненное гранулами, предназначено для того, чтобы ребятишки мог­ли спокойно наблюдать за происходящим.

Музыкальный центр помогает создать по­ложительные эмоции. Звуки природы или приятные произведения усиливают внима­ние, тонизируют и успокаивают центральную: нервную систему.

Пуфик-кубик переносной — очень удобно деталь интерьера, удачно дополняющая зону для творчества, игры и чтения.

Мяч-скакун развивает двигательную активность, способность ориентироваться в прострз— стве, снимает негативное настроение.

Естественно, применение нового оборудова­ния внесло свои коррективы в работу коллег. У нас стали популярны такие формы, как библиобум «Выбери книгу — подарок для души» (выездные мероприятия по брендированию территорий громкие чтения и обсуждения по книге В. Д. Берестова «Детям» с рисунками героев на песко-сто- ле; мини-театр «Солнышко»; час занимательного Времяпровождения с сенсорным оборудованием "Время читать, творить, дружить».

Активно проходит участие в развивающих встречах «Сенсорной тропой к детской книге», где наряду с игровой и спортивной программой идёт разговор о детской литературе, организуются викторины и конкурсы. В ходе мероприятий проводится релаксация с помощью фиброоптического волокна «Королевство внутреннего мира», дети отдыхают на гранулированных креслах.

ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА И ОБЩЕНИЯ

Проект позволил сделать Детскую библиотеку местом не только чтения и досуга ребят, но и раскрытия творческих возможностей. «Успех читателя — наш успех» — так звучит девиз кол­лектива. Юные книгочеи, которые приходят к нам, приняли участие в проекте «Страна читающая» (в число  организаторов которого входит РГДБ), подав заявки в номинации «Читаем классику в библиотеке», «Читаем произведения М. Ю. Лермонтова». А ещё они попробовали свои силы во Всероссийской олимпиаде «Символы России» и в акциях разного уровня: «Читаем детям о войне», «IV День поэзии С.Я. Маршака в детских библиотеках», «Путешествие в Волшебный мир..» (к 125-летию А.М. Волкова), «День лермон­товской поэзии в библиотеке».

У нас прошли районные конкурсы, где нашлось применение многим талантам ребят: «Литературная волна», «Нарисуй портрет читающего друга», «Играй, читай и будь здоров!». На базе Ивнянской Детской библиотеки состоялись малые XVI Лихановские чтения, а также встреча с самим писателем и об­щественным деятелем А.А. Лихановым.

ЧИТАЕТ СЕМЬЯ - ЧИТАЕТ РЕБЁНОК

Совсем неудивительно, что после таких измене­ний повысился интерес к посещению библиоте­ки у родителей дошкольников. В результате ряды читателей пополнились.

Работа релаксационной зоны нашла продол­жение в программе «Читаем, отдыхаем, разви­ваемся, творим», рассчитанной на 2017-2020 гг. В ней предусмотрен ряд арт-терапевтических ме­роприятий с использованием сенсорно-тактиль­ного оборудования, литературы и периодики как для малышей, так и для их мам и пап.

Работа с семьёй — одно из приоритетных на­правлений нашей деятельности. Стараясь охва­тить самую юную аудиторию, мы начали работу с создания совместной программы с районным от­делом ЗАГС, назвав её «Очаг». Она рассчитана на развивающее чтение и проведение познаватель­ного досуга для молодых родителей и включает в себя следующие мероприятия:

  • правовой ликбез «Государственная социаль­ная политика в интересах детей»;
  • книжная выставка, обзор литературы «Азбука прав родителя и ребёнка»;
  • устный журнал «Имя беседы — вредные при­вычки» (ко Всемирному дню ребёнка); s ролевые игра «Азбука воспитания»; s беседа «Чтение — подарок для души и радость для общения с ребёнком»;
  • краеведческая встреча «Растим патриотов Бел­городчины».,

Стоит отметить, что программа уже дала по­ложительный эффект: молодые мамы и папы стали нашими частыми гостями. Они не толь­ко знакомятся с литературой по воспитанию, но и охотно приходят к нам всей семьёй, берут книги для детей, используют аудиоматериалы. Стало доброй традицией при имянаречении мла­денца вручать родителям читательский билет с приглашением в библиотеку. Во время экскур­сии по читальным залам специалисты знакомят их с фондом для малышей, с народным творче­ством, которое непременно должно присутство­вать в воспитании ребёнка.

УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ

Проводимые мероприятия объединены в цикл «Четыре сезона семейного чтения», цель ко­торого — формирование духовной культуры семьи, сохранение традиций, развитие совмест­ного творчества, активация чтения и полезно­го проведения досуга. Такие встречи проходят раз в месяц. Соответственно сезону составляет­ся программа, которая содержит интерактивные формы и проходит как в стенах библиотеки, так и вне их — в парке, на площадке, в кинозале.

Мероприятия самые разнообразные: вы­ступления Театра книги, громкие театра­лизованные чтения, знакомство с новыми именами в детской литературе, виртуальные пу­тешествия по музеям России. При этом активно используется мультимедийное оборудование. И если для молодых родителей, чьи дети ещё маленькие, проводятся лёгкие и занимательные встречи, то для семей, в которых растут подростки, организуются более серьёзные месроприятия. Тут библиотекари стараются раскрыть душевные и творческие качества ребят.

В данном случае большую помощь оказывает видеоцикл «Уроки нравственности с Альбертом Лихановым». В прошлом году были рассмотрены темы «Искренность», «Мужественность», «Совеетливость», «Пытливость». Семейные обсуждения всегда проходят живо и доверительно. И, конено, на всех мероприятиях присутствуют кинем и ведётся разговор о них.

Стараясь сделать Детскую библиотеку более заметной, мы налаживаем партнёрство с организациями, работающими с семьёй. Так клуб «Контакт» создан совместно с Реабилитационным центром для несовершеннолетних. На мероприятия, которые освещают правовые, литературные, эстетические, нравственные, ду­ховные и другие темы, приглашаются подростки из неблагополучных и многодетных семей. При этом используются дискуссионные ролевые формы работы и, конечно, мультимедийное оборудование. Надо сказать, такие встречи проходят оживлённо, а совместные игры и конкурсы создают атмосферу взаимопонимания и дружбы.

Интересный клуб создан совместно с Территориальной избирательной комиссией Ивнянского района. Ребят объединило желание больше знать о государственной системе выборов, поэтому появилось столь необычное название — «КБИз» («Клуб Будущих Избирателей). На заседаниях читатели знакомятся с историей j выборов, составляют «Терминологический словарь юного избирателя», проводят дискуссией конкурсы творчества и познавательные мероприятия. Время доказало, что клубы при библиотеке — действенная форма привлечения читателей и их семей к богатству духовной культуры. Они сплачивают людей самых разных профессий и возрастов. 

В планах Детской библиотеки дальнейшая тесная работа с семьёй, проведение совместной: досуга, побуждение к творчеству, общению, здоровому образу жизни, получение положительных эмоций, развитие духовности и поддержка друг друга и, конечно, привлечение к чтению хорошей познавательной литературы.